Новый сайт - новые возможности... (www.nekrasov.izh-cbs.ru)

вторник, 22 мая 2012 г.

Применение информационных технологий при создании рекламного проекта муниципальных библиотек Ижевска


XXI век уже сегодня по праву считается веком технических переворотов или веком научно-технического прогресса. Стремительно развивающиеся компьютерные, мультимедийные, нано- и другие виды технологий все больше внедряются в деятельность государства, организачреждений, предприятий и библиотеки здесь не составляют исключения.  Но неспособность бтро адаптироваться, переключаться  и подстраиваться под стремительно изменяющиеся технологии, несомненно, привели к ряду проблем, например, резкий спад популярности библиотек среди молодежи города. Вступая в борьбу за своих пользователей, наша система прибегает как к современным маркетинговым технологиям, рекламе, PR, привлекает читателей посредством компьютерных технологий, так и разрабатывает целевые программы развития библиотеки, как учреждения нового поколения,  тем самым искусственно расширяя границы своих возможностей. Одной из таких программ является целевая программа «информатизация муниципальных  библиотек г. Ижевска на 2012 – 2015 годы» целями которой является полное и оперативное обеспечение информационных потребностей горожан; формирование и использование информационных ресурсов различной генерации, на основе внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий. Реализация данной программы обеспечит:
-       Формирование электронной библиотеки информационных ресурсов собственной генерации. Разработка и реализация проекта по оцифровке документов.
-       Предоставление доступа к оцифрованным документам, хранящимся в муниципальных библиотеках.
-       Предоставление пользователям необходимой информации и документов на базе электронного каталога с предоставлением доступа к удаленным ресурсам, а также возможности управления этой информацией.
-       Повышение эффективности обслуживания пользователей за счет внедрения автоматизированной системы обслуживания.
-       Функционирование web-сайта библиотек, как информационного портала, обеспечивающего оперативность, доступность и качество полученной информации.
-       Обеспечение сохранности фондов МБУ ЦБС, в том числе электронных ресурсов, за счет приобретения технических средств и программных продуктов.
Все это позволит системе выйти на качественно новый уровень обслуживания пользователей и оставаться конкурентоспособными на рынке досуговых и образовательных услуг. Безусловно, в этом направлении наши библиотеки работают не один год и многое уже сделано. Например, Интернет-класс библиотеки имени Н. А. Некрасова функционирует более 10 лет и на сегодняшний день  компьютерный парк класса полностью обновлен. Вне зависимости от этого ЦБС предлагает полный спектр услуг всем категориям пользователей. Для привлечения молодежи, например, было принято решение внедрить технологию Wi-Fi для предоставления более качественного и быстрого доступа к информации в сети Интернет, естественно на безвозмездной основе. Сегодня воспользоваться Интернетом через Wi-Fi может любой пользователь библиотеки, если его устройство поддерживает данную технологию. Это может быть телефон, КПК, нэтбук, планшетный компьютер, ридер и прочее.
Первым шагом внедрения данной услуги стало проведение опроса пользователей библиотеки имени Н. А. Некрасова целью, которого было выявить востребованность бесплатного доступа в Интернет через Wi-Fi. Результаты опроса показали, что услуга Wi-Fi является востребованной среди посетителей библиотеки. Вследствие того, что значительная часть посетителей библиотеки являются молодыми людьми и, в частности, учащимися вузов, сузов и т.п., необходимо больше уделить внимание продвижению данной услуги. Поэтому, следующим шагом стало внедрение самой услуги (Wi-Fi в библиотеке), 27 января в Татьянин день мы презентовали данную услугу  и стали первопроходцами в этой области среди библиотек города, а так же изучение библиотечной рекламы как средства маркетинга.

В ходе изучения нами было выявлено, что данной темой ранее занимались такие выдающиеся личности в библиотечном деле как Слава Григорьевна Матлина, кандидат педагогических наук, ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело», г. Москва. Виталий Константинович Клюев, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, Ученый секретарь отделения «Библиотековедения» Международной академии информатизации, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, г. Москва. Ольга Олеговна Борисова, кандидат педагогический наук, профессор, проректор Орловского государственного института искусств и культуры, г. Орел и многие другие.
 Библиотечная реклама как таковая имеет давние традиции. Сегодня же принципиально меняется содержание рекламы, усложняются функции и во многом обновляются методики.
Реклама в учреждениях культуры имеет ряд специфических особенностей.
Продукт. В учреждениях культуры в качестве продукта выступают различные услуги, предоставляемые им в соответствии с его миссией. Для библиотеки, например, в качестве основных услуг выступают выдача литературы, выставочная деятельность, то есть представление и интерпретация литературы по заданной тематике или, например, вновь поступившей литературы, а также образовательная работа, а именно: экскурсии, лекции, детские и юношеские студии, семинары, конференции, обучение компьютерной грамотности и т.д. Кроме того, большое значение имеют дополнительные услуги. Они заключаются в информационном обеспечении, работе кафе, буфетов, специальных мастерских для пользователей, а также в проведении различных мероприятий – приемов, встреч, спектаклей.
Потребитель. Сфера культуры удовлетворяет потребности человека в духовном развитии, поэтому в качестве потребителей услуг учреждений культуры выступают различные слои населения. Культурные организации могут специализироваться на работе с определенной аудиторией, например с детьми, взрослыми, пенсионерами, инвалидами и т.д.
Политика цен. Ценовая политика культурной организации определяется, прежде всего, социальными целями ее деятельности. Следовательно, уровень цены зависит от доступности конкретной услуги для потенциального потребителя. В данном случае цены почти всегда ниже, чем они были бы в чисто рыночных условиях, а иногда вообще отсутствуют. Поэтому возможности использования рыночной ценовой политики в стратегии маркетинга сферы культуры несколько ограничены.
Продвижение продукта (услуги). Реклама в сфере культуры, так же как и в области бизнеса, направлены на дополнительный приток денежных средств. Культурная организация, привлекая дополнительных посетителей и спонсоров с помощью рекламы, использует данный приток средств на пополнение фондов для поддержания и развития деятельности учреждения. В сфере культуры потребитель получает в обмен на денежные средства эстетическое и духовное наслаждение, удовлетворение потребностей в образовании и отдыхе.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что главная цель любой рекламной деятельности – информирование потенциального покупателя (пользователя) о продукции (услуге) и побуждение к ее приобретению.
В соответствии с законом библиотечную рекламу определяют не как коммерческую, а как социальную. Она не содействует коммерческим сделкам, но способствует распространению общезначимых идей, общественных ценностей, так как большинство рекламных акций, проектов направлены на пропаганду чтения, качественного доступа к знаниям и к информации. Отсюда следует, что в условиях нарастающей конкуренции между библиотеками, библиотеками и книжными магазинами, а так же между библиотекой и Интернетом важную роль играет именно реклама, и поэтому она должна стать во главе угла библиотечной деятельности.
На сегодняшний день в библиотеках активно поднимаются вопросы по созданию рекламных проектов и сегодня ведущие библиотеки в своей работе начинают применять не только печатную и графическую рекламу, но и рекламные ролики, музыкальные клипы, создают различного рода анимации, снимают документальные фильмы, а также осуществляют ряда других задач, в которых требуется использование цифровых видеоэффектов, что способствует большему влиянию на сознание пользователей (читателей).
Но любое, даже качественно отснятое видео не будет привлекать должного внимание зрителей, если к нему не применить видеомонтаж. Для достижения этих целей рекламные агентства, различные дизайн – студии и теперь уже библиотеки в своей практике применяют современные программное обеспечение – видеоредакторы. Видеоредакторы - это специальные программы, предназначенные для создания и редактирования цифровых видео-фильмов, например, домашнего видео, собственного клипа, рекламных роликов или даже профессионального студийного фильма.
 Данные программные продукты позволяют захватывать видео с видеокамер и магнитофонов, вырезать определенные моменты, накладывать спецэффекты, добавлять текст, графику, аудио-файлы и выполнять тонну других полезных функций. Если вспомнить историю, то мы увидим, что раньше видеоредакторы работали исключительно на мощных станциях, которые могли позволить себе только крупные корпорации. Теперь же, с увеличением мощности домашних компьютеров, рынок программ для обработки видео значительно вырос, а значит, редактировать видео теперь может и рядовой пользователь персонального компьютера.
Тем не менее, несмотря на доступность, обработка видео - не самый простой процесс. По сути, он настолько же сложен, насколько и ресурсоемок. Но благодаря широкому ассортименту программ для обработки и редактирования видео, подобрать программное обеспечение себе по уровню знаний может каждый.  
          Все видеоредакторы можно условно разделить на 3 группы:
1.      «любительские. Просты»;
2.     «любительско-профессиональные»;
3.     «профессиональные».
Изучая видеоредакторы мы столкнулись с проблемами авторский прав. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, программное обеспечение (ПО) является объектом интеллектуальной собственности и охраняется законом (ГК РФ, часть 4, гл. 69, ст. 1225) [15], а это значить, что юридические и физические лица вынуждены на каждое автоматизированное рабочее место устанавливать только лицензионное  ПО. Так как в библиотеках бюджетных средств хватает в основном только на комплектование и на хозяйственную деятельность, то рассчитывать на приобретение дополнительных лицензионных ПО не приходится.  По этому для создания видеоролика мы предлагаем воспользоваться видеоредактором, который предусмотрен в операционной системе (ОС)  Microsoft Windows и относится к группе любительских программ - Windows Movie Maker.
Технология создания видеоролика в данной программе  разработана сотрудниками отдела информационных технологий библиотеки Им. Н.А. Некрасова и успешно применяется на занятиях в рамках системы повышения квалификации сотрудников МБУ ЦБС.
На сегодняшний день из 26 филиалов этой программой владеют сотрудники 15 библиотек, а к концу месяца мы планируем обучить всю систему.
Таким образом, результатами поделанной работы является  социологическое исследование, а также инструкция для создания видеоролика в видеоредакторе   Windows Movie Maker, сценарий рекламного проекта и рекламный проект - видеоролик «Бесплатный Wi-Fi в библиотеке им. Н. А. Некрасова». http://www.youtube.com/watch?v=ympcVuTSfkw


Комментариев нет:

Отправить комментарий