XXI век уже сегодня по праву считается веком технических
переворотов или веком научно-технического прогресса. Стремительно развивающиеся
компьютерные, мультимедийные, нано- и другие виды технологий все больше внедряются
в деятельность государства, организачреждений, предприятий и библиотеки здесь
не составляют исключения. Но
неспособность бтро адаптироваться, переключаться и подстраиваться под стремительно
изменяющиеся технологии, несомненно, привели к ряду проблем, например, резкий
спад популярности библиотек среди молодежи города. Вступая в борьбу за своих пользователей,
наша система прибегает как к современным маркетинговым технологиям, рекламе,
PR, привлекает читателей посредством компьютерных технологий, так и
разрабатывает целевые программы развития библиотеки, как учреждения нового
поколения, тем самым искусственно
расширяя границы своих возможностей. Одной из таких программ является целевая программа «информатизация
муниципальных библиотек г. Ижевска на
2012 – 2015 годы» целями которой является полное и оперативное обеспечение
информационных потребностей горожан; формирование и использование
информационных ресурсов различной генерации, на основе внедрения новых
информационных и телекоммуникационных технологий. Реализация данной программы обеспечит:
- Формирование электронной библиотеки информационных
ресурсов собственной генерации. Разработка и реализация проекта по оцифровке
документов.
- Предоставление доступа к оцифрованным документам,
хранящимся в муниципальных библиотеках.
- Предоставление пользователям необходимой информации и
документов на базе электронного каталога с предоставлением доступа к удаленным
ресурсам, а также возможности управления этой информацией.
- Повышение эффективности обслуживания пользователей за
счет внедрения автоматизированной системы обслуживания.
- Функционирование web-сайта библиотек, как
информационного портала, обеспечивающего оперативность, доступность и качество
полученной информации.
- Обеспечение сохранности фондов МБУ ЦБС, в том числе
электронных ресурсов, за счет приобретения технических средств и программных
продуктов.
Все это позволит системе выйти на
качественно новый уровень обслуживания пользователей и оставаться
конкурентоспособными на рынке
досуговых и образовательных услуг. Безусловно, в этом направлении наши
библиотеки работают не один год и многое уже сделано. Например, Интернет-класс
библиотеки имени Н. А. Некрасова функционирует более 10 лет и на сегодняшний
день компьютерный парк класса полностью
обновлен. Вне зависимости от этого ЦБС предлагает полный спектр услуг всем категориям пользователей. Для привлечения
молодежи, например, было принято решение внедрить технологию Wi-Fi для предоставления
более качественного и быстрого доступа к информации в сети Интернет,
естественно на безвозмездной основе. Сегодня воспользоваться Интернетом через Wi-Fi может любой
пользователь библиотеки, если его устройство поддерживает данную технологию. Это
может быть телефон, КПК, нэтбук, планшетный компьютер, ридер и прочее.
Первым шагом внедрения данной услуги стало проведение
опроса пользователей библиотеки имени Н. А. Некрасова целью, которого было
выявить востребованность бесплатного доступа в Интернет через Wi-Fi. Результаты
опроса показали, что услуга Wi-Fi является востребованной среди посетителей
библиотеки. Вследствие того, что значительная часть посетителей библиотеки
являются молодыми людьми и, в частности, учащимися вузов, сузов и т.п., необходимо
больше уделить внимание продвижению данной услуги. Поэтому, следующим шагом
стало внедрение самой услуги (Wi-Fi в библиотеке), 27 января в Татьянин день мы
презентовали данную услугу и стали
первопроходцами в этой области среди библиотек города, а так же изучение библиотечной рекламы как средства маркетинга.
В ходе изучения нами было выявлено, что данной темой ранее
занимались такие выдающиеся личности в библиотечном деле как Слава Григорьевна Матлина, кандидат педагогических
наук, ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело», г. Москва. Виталий Константинович Клюев, кандидат
педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления
информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, Ученый секретарь отделения
«Библиотековедения» Международной академии информатизации, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, г. Москва. Ольга Олеговна Борисова, кандидат педагогический наук, профессор,
проректор Орловского государственного института искусств и культуры, г. Орел и
многие другие.
Библиотечная
реклама как таковая имеет давние традиции. Сегодня же принципиально меняется
содержание рекламы, усложняются функции и во многом обновляются методики.
Реклама в учреждениях культуры имеет ряд специфических
особенностей.
Продукт. В
учреждениях культуры в качестве продукта выступают различные услуги,
предоставляемые им в соответствии с его миссией. Для библиотеки, например, в
качестве основных услуг выступают выдача литературы, выставочная деятельность,
то есть представление и интерпретация литературы по заданной тематике или,
например, вновь поступившей литературы, а также образовательная работа, а
именно: экскурсии, лекции, детские и юношеские студии, семинары, конференции,
обучение компьютерной грамотности и т.д. Кроме того, большое значение имеют
дополнительные услуги. Они заключаются в информационном обеспечении, работе
кафе, буфетов, специальных мастерских для пользователей, а также в проведении
различных мероприятий – приемов, встреч, спектаклей.
Потребитель.
Сфера культуры удовлетворяет потребности человека в духовном развитии, поэтому
в качестве потребителей услуг учреждений культуры выступают различные слои
населения. Культурные организации могут специализироваться на работе с
определенной аудиторией, например с детьми, взрослыми, пенсионерами, инвалидами
и т.д.
Политика цен.
Ценовая политика культурной организации определяется, прежде всего, социальными
целями ее деятельности. Следовательно, уровень цены зависит от доступности
конкретной услуги для потенциального потребителя. В данном случае цены почти
всегда ниже, чем они были бы в чисто рыночных условиях, а иногда вообще
отсутствуют. Поэтому возможности использования рыночной ценовой политики в
стратегии маркетинга сферы культуры несколько ограничены.
Продвижение продукта (услуги). Реклама в сфере культуры, так же как и в области бизнеса,
направлены на дополнительный приток денежных средств. Культурная организация,
привлекая дополнительных посетителей и спонсоров с помощью рекламы, использует
данный приток средств на пополнение фондов для поддержания и развития
деятельности учреждения. В сфере культуры потребитель получает в обмен на
денежные средства эстетическое и духовное наслаждение, удовлетворение
потребностей в образовании и отдыхе.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что главная цель любой рекламной деятельности
– информирование потенциального покупателя (пользователя) о продукции (услуге)
и побуждение к ее приобретению.
В соответствии с законом библиотечную рекламу
определяют не как коммерческую, а как социальную. Она не содействует
коммерческим сделкам, но способствует распространению общезначимых идей,
общественных ценностей, так как большинство рекламных акций, проектов
направлены на пропаганду чтения, качественного доступа к знаниям и к
информации. Отсюда следует, что в условиях нарастающей конкуренции между
библиотеками, библиотеками и книжными магазинами, а так же между библиотекой и
Интернетом важную роль играет именно реклама, и поэтому она должна стать во
главе угла библиотечной деятельности.
На
сегодняшний день в библиотеках активно поднимаются вопросы по созданию
рекламных проектов и сегодня ведущие библиотеки в своей работе начинают применять не только печатную
и графическую рекламу, но и рекламные ролики, музыкальные клипы, создают
различного рода анимации, снимают документальные фильмы, а также осуществляют
ряда других задач, в которых требуется использование цифровых видеоэффектов,
что способствует большему влиянию на сознание пользователей (читателей).
Но любое, даже качественно отснятое видео не будет
привлекать должного внимание зрителей, если к нему не применить видеомонтаж.
Для достижения этих целей рекламные агентства, различные дизайн – студии и
теперь уже библиотеки в своей практике применяют современные программное
обеспечение – видеоредакторы. Видеоредакторы
- это специальные программы, предназначенные для создания и редактирования
цифровых видео-фильмов, например, домашнего видео, собственного клипа, рекламных
роликов или даже профессионального студийного фильма.
Данные
программные продукты позволяют захватывать видео с видеокамер и магнитофонов,
вырезать определенные моменты, накладывать спецэффекты, добавлять текст,
графику, аудио-файлы и выполнять тонну других полезных функций. Если вспомнить
историю, то мы увидим, что раньше видеоредакторы работали исключительно на
мощных станциях, которые могли позволить себе только крупные корпорации. Теперь
же, с увеличением мощности домашних компьютеров, рынок программ для обработки
видео значительно вырос, а значит, редактировать видео теперь может и рядовой
пользователь персонального компьютера.
Тем не менее, несмотря на доступность, обработка видео
- не самый простой процесс. По сути, он настолько же сложен, насколько и
ресурсоемок. Но благодаря широкому ассортименту программ для обработки и редактирования
видео, подобрать программное обеспечение себе по уровню знаний может каждый.
Все
видеоредакторы можно условно разделить на 3 группы:
1.
«любительские.
Просты»;
2.
«любительско-профессиональные»;
3.
«профессиональные».
Изучая видеоредакторы мы столкнулись с проблемами
авторский прав. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, программное обеспечение (ПО)
является объектом интеллектуальной собственности и охраняется законом (ГК РФ,
часть 4, гл. 69, ст. 1225) [15], а это значить, что юридические и физические
лица вынуждены на каждое автоматизированное рабочее место устанавливать только
лицензионное ПО. Так как в библиотеках
бюджетных средств хватает в основном только на комплектование и на
хозяйственную деятельность, то рассчитывать на приобретение дополнительных
лицензионных ПО не приходится. По этому
для создания видеоролика мы предлагаем воспользоваться видеоредактором, который
предусмотрен в операционной системе (ОС) Microsoft Windows и относится к группе любительских программ - Windows
Movie Maker.
Технология создания видеоролика в данной
программе разработана сотрудниками
отдела информационных технологий библиотеки Им. Н.А. Некрасова и успешно
применяется на занятиях в рамках системы повышения квалификации сотрудников МБУ
ЦБС.
На
сегодняшний день из 26 филиалов этой программой владеют сотрудники 15
библиотек, а к концу месяца мы планируем обучить всю систему.
Таким образом, результатами поделанной работы является
социологическое исследование, а также инструкция
для создания видеоролика в видеоредакторе
Windows Movie Maker, сценарий
рекламного проекта и рекламный проект - видеоролик «Бесплатный Wi-Fi в
библиотеке им. Н. А. Некрасова».
http://www.youtube.com/watch?v=ympcVuTSfkw
Комментариев нет:
Отправить комментарий